Игровые отчеты

Обзоры, отзывы и новинки видео-игр

Игры от Paradox

Две статьи отправлены в издательства и ждут публикации. А пока...

Итак, начнём обзор гранд-стратегий от «Paradox Interactiv».
Их у «Парадоксов» несколько серий:
- Viktoria
- Europa Universalis
- Crusader Kings
- Hearts of Iron
«Железные сердца» ближе к классическим настольным варгеймам, поэтому я как-то не особо проникся. Во-первых, слишком короткий исторический период, во-вторых, слишком много предустановок, и, в-третьих, упор делается на боёвку, а мне это не очень интересно.
Хотя в четвёртой части разработчики обещают хитрую систему линий снабжения и прочих модификаторов, типа фланговых ударов и/или взаимодействия разных видов войск, что в условиях конфликта на Донбассе будет особенно интересно. По видео разработчиков многообещающе, но посмотрим, как получится.
«Короли крестоносцев» также меня не особо впечатлили. Во-первых, все эти интриги против близких родственников, чтобы объединить страну – это мне как-то противно и мерзко, сугубо на моральном уровне. А я даже в играх не могу отыгрывать злодеев, уж извините.
Можно это, конечно, решать одним мужским наследником в каждом поколении, но это неестественно. Ну и вообще эта система, когда после каждой смены поколения у тебя половина страны отваливается и нужно её заново собирать – это нечто. Равно как и ограничение на число владений.
Ну и когда ваши вассалы воюют между собой, а вы никак не можете им приказать перестать это делать – это нечто (впрочем, я последние обновления не видел, может это как-то и вылечили).
А ещё забавная система «Распустил армию, объявил войну, набрал армию, собрал её со всей карты в нужном месте». Вообще-то в реальности армию обычно готовят ДО начала войны.
В общем, это больше похоже на какой-то «Симс с интригами», чем на стратегию. Не зацепило.
«Сенгоку» – это те же «Короли крестоносцев», но в японском антураже. На самостоятельный обзор не заслуживает.
Остаются «Виктория» и «Европа». Эти две серии самые интересные, на них и остановимся подробнее. У каждой свои преимущества и недостатки (и идеальная гранд-стратегия могла бы сочетать их достоинства и нивелировать недоработки).
Итак, «Europa Universalis». Она больше заточена под ведение боевых действий.
Собственно экономика в ней достаточно примитивна – строительство в провинциях небольшого количества зданий, причём в каждом направлении только в строго ограниченной последовательности. То есть если вы хотите снизить риск восстания в провинции и построить суд, то без храма вам никак не обойтись (в результате строиться придётся не год, а два).
Отдельно хочется отметить рэндом в игре. Он дурацкий. Ваши советники и генералы, к примеру, дохнут случайным образом. Нет, чтобы сделать им фиксированный срок службы (жизни), а рэндом считать для генералов только во время битвы (что было бы справедливо), так нет – ваш лучший генерал может умереть через неделю после занятия должности в глубоком тылу от насморка. И характеристики нового также будут, вы догадались – случайными!
Оценка ситуации в войне тоже оставляет желать лучшего. Вы можете захватить всю территорию противника, но он не будет сдаваться, потому что где-то далеко у него есть мощный союзник (который никак не участвует в боевых действиях). Ну, правда, формальное участие Шотландии в конфликте между Новгородом и Ногайской ордой – это так «важно». Ещё бы союз с ацтеками учитывали.
Или вы можете уничтожить шесть армий Оттоманской империи по 25-30 тысяч в каждой, но в дипломатии вам будет говориться «ну и что? вот вам по 0,2 очка победы за каждую армию». И при этом будут придавать огромное значение морской блокаде одного из 17 ваших портов. Ну да ладно, это несущественно.
Гораздо важнее (и глупее) система «очков влияния» в Администрации, Дипломатии и Армии. Если у вас нет очков влияния, то вы не можете строить здания соответствующей направленности. Ждите два месяца, пока они накопятся, чтобы построить нужное вам здание в одной из 108 ваших провинций (независимо от того, сколько у вас денег в казне). Серьёзно? Аналог чего это в реальном мире?
Эти же очки влияния тратятся и на «технологии» и «идеи». То есть чем больше вы развиваете экономику и инфраструктуру, тем медленнее вы растёте по науке. «Логично», ненуачё?
Причём технологии строго привязаны к времени. Раньше определённого года вы их не откроете (за пару лет до этого можете, гораздо дороже, но не более нескольких лет). То есть это вам не «Цивилизация», где можно было в семнадцатом веке танками подавить вражеских пикинёров и мушкетёров. Исте(о)ричность – наше всё.
А идеи выстроены в лишенные логики последовательности. И если вам нужен какой-то определённый бонус (например, рост эффективности миссионеров), то вам сначала нужно инвентить кучу всего ненужного, откладывая нужное развитие на десятилетия (если не на столетия). Хочешь бонус к артиллерии? Сначала возьми снижение себестоимости наёмников (которых ты всё равно не используешь).
Причём эти очки влияния, от которых зависит и экономика, и наука, генерируются только из одного источника – из характеристик твоего правителя. Которые задаются в момент смерти предыдущего правителя, угадайте – РЭНДОМОМ!
И повлиять на это никак нельзя, только «сейв-лоадом» до достижения приемлемого результата. Конечно, особенно мазохистичные хардкорщики могут играть без этого, мучаясь с правителями с характеристиками 2/0/0, но это для полных извращенцев.
И вот никак на это не повлияешь! Выбрать из нескольких наследников лучшего – нельзя. Отправить сына в академию – нельзя. Учиться в ходе жизни и развивать характеристики – нельзя.
Единственное, что модернизирует этот показатель – это советники, но высокоуровневый советник получает жалование примерно как государственный бюджет в целом.
В результате у вас может быть огромная империя с развитой промышленностью и сильнейшей армией, но наследник-имбецил – и ваша наука на десятилетия застрянет на одном месте. Его даже свергнуть или облагородить табакеркой в висок не получится.
В результате вы получаете несколько столетий жутко однообразного геймплея, который с течением времени и развитием технологий практически не меняется.
Сформировал претензии на пару соседских провинций, завоевал их, сделал «ядерными/корневыми», поменял в них религию, начал строить здания. Процесс повторить. Немного разнообразия вносит только присоединение вассалов и династические браки (которые тут тоже для галочки). Единственный раз динамика боя меняется с появлением пушек, а дальше меняются только циферки характеристик войск и их численность.
Опять же, огромная Россия или Франция может содержать одновременно без штрафов на развитие столько же генералов, как какой-нибудь Мадагаскар – это как? И их число в лучшем случае 2-3? Для России, Великобритании или Франции? Серьёзно?
В общем, для повоевать сойдёт, а если вы любитель побеждать в «Цивилизации» научным превосходством (космической гонкой) – то явно не для вас.
В «Виктории» экономика прописана гораздо лучше.
Там есть возможность оперативно менять налоги, причём устанавливать их отдельно для разных категорий населения – рабочих, среднего класса и капиталистов (низкие налоги для капиталистов стимулируют их переезд из других стран и привлечение инвестиций в постройку новыъ заводов).
Есть возможность менять уровень зарплат для разных профессий, стимулируя переход населения из одной страты в другую. Нужно повысить численность армии – повышай зарплаты солдатам, хочешь повысить уровень образованности населения – плати больше священникам (именно они, clergy, занимаются образованием в «Виктории»).
Впрочем, скорее всего, про «Викторию» я напишу отдельно. Ибо это и самая лучшая игра из серии, и самое большое разочарование (после последнего апдейта особенно).

http://alexandr-rogers.livejournal.com/332180.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>